Стайн (Stein), Гертруда

Стайн (Stein), Гертруда
(3.II.1874, Аллегейни, Пенсильвания - 27.VII.1946, Париж)
 прозаик, драматург, виднейшая представительница американского модернизма.
   Родилась в состоятельной семье. Училась в Радклифском колледже (Кеймбридж, Массачусетс, 1893–1897), где изучала психологию под руководством У. Джеймса. Специализируясь по проблеме «автоматического письма», уже в колледже почувствовала интерес к литературе и начала задумываться о роли бессознательного в творческом процессе. Затем изучала медицину в университете Джона Гопкинса, но, не закончив его, уехала в Париж (1903), где прожила до конца жизни. В 1934 г. совершила турне по США с циклом лекций, в которых популяризировала свой творческий метод.
   Была дружна с П. Пикассо, А. Матиссом, Ж. Браком. В Париже ее навещали Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Ш. Андерсон, Э. Паунд. Она ввела понятие «потерянное поколение» (lost generation).
   Свой метод повествования называла «продолженным настоящим» (continuous present). Отказавшись от рассказа в старом хронологическом порядке, считала, что необходимо описывать все происходящее одновременно, чтобы произведение казалось огромной фреской, так как настоящий момент включает в себя и прошлое, и зародыш будущего. Технически идея «продолженного настоящего» воплощалась в нарочитом косноязычии, замедленном темпе повествования с постоянным возвратом к ключевой фразе, с навязчивым повторением одного и того же лейтмотива или слова («продолженное настоящее» помогало, по мнению Стайн, представить слово во всей его многозначности - отсюда знаменитое «Роза есть роза есть роза»).
   Идея «продолженного настоящего» связана с принципиальной установкой Стайн на разрыв с национальной художественной традицией. XX в., полагала писательница, заменил чувство преемственности ощущением настоящего момента. Америка, по ее мнению, начала жить в XX в. раньше других: у нее нет столь кровной связи с традицией, как, например, у англичан, что дает ей возможность быть в авангарде современного искусства. Для американца истинную ценность представляет лишь настоящее, которое на данном этапе развития истории, по мнению Стайн, единственный достойный искусства предмет.
   Экспериментальная проза Стайн неуклонно эволюционировала к литературному абстракционизму. В первых повестях: QED - Quod Erat Demonstrandum («Что и следовало доказать», опубл. 1972) и «Три жизни» (Three Lives, 1909) - Стайн еще не разрушает полностью художественный образ, однако здесь налицо ее пристрастие к абстрактному. Герои повестей искусственно поделены на два психологических типа: «нападающие» (attacking) и «сопротивляющиеся» (resisting). Характерно злоупотребление повторами, подчеркнуто частое использование причастия настоящего времени, нарушение пунктуации.
   В следующем романе - «Становление американцев» (The Making of Americans, 1925) - Стайн пыталась на примере истории семьи показать становление нации в целом. Однако за длинными авторскими отступлениями, не имевшими связи с основным действием и представлявшими единственно эксперименты с «продолженным настоящим», потерялась основная тема и сами герои, которых к концу книги писательница перестает называть по именам, употребляя преимущественно неопределенно-личные местоимения.
   В «портретах» (жанре, в основу которого были положены принципы кубизма, механически перенесенные Стайн в литературу) и абстрактных композициях 20-х гг. писательница идет еще дальше в направлении субъективизации и герметизации прозы: стремясь передать впечатление от «ритма» различных людей, предметов, состояний и пр., создает многозначные высказывания, подчас не поддающиеся толкованию, - сборник «стихотворений в прозе» «Нежные пуговицы» (Tender Buttons, 1914).
   В 30-е и 40-е гг. Стайн «совершенствуется» в разрушении ассоциативных представлений читателя: экспериментирует с порядком слов в предложении, пытается оторвать слово от его первоначального значения - «Долгая радостная книга» (Long Joy Book, 1932), «Десять портретов» (Dix Portraits, 1930), «Ида» (Ida: A Novel, 1941).
   Художественные искания Стайн в области драматургии также носили принципиально формалистический характер. Первое произведение, которое Стайн назвала пьесой, «Что случилось» (What Happened, 1913), не несло никаких примет драматургического жанра, это прозаический текст, не разнесенный даже по действующим лицам и произвольно разорванный на акты. Установка Стайн: рассказать нечто, ничего не рассказывая конкретно, непривычными ассоциациями вызвать у читателя (о постановке, естественно, речь не шла) представление о некоем «ландшафте» (ключевое слово в поэтике писательницы). В дальнейшем Стайн пошла на известные компромиссы. В «Четырех святых в трех действиях» (Four Saints in Three Acts, 1934) прозаический текст, в котором давалась весьма туманная информация об основных героях - Терезе Авильской и Игнатии Лойоле, уже перемежался с их репликами, а также с комментариями прочих «святых». Развития действия по-прежнему не было, но Стайн нашла этому оправдание: в ее представлении, настоящий святой - фигура бездейственная.
   В наиболее известных пьесах - «Мать всем нам» (The Mother of Us All, 1947), «В Савойе, или Очень молодой человек говорит „да“» (In Savoy: or, Yes Is for a Very Young Man, 1946) и «Доктор Фауст зажигает свет» (Doctor Faustus Lights the Lights, 1949) - Стайн отказывается от заумного письма (хотя и не порывает с установкой на «продолженное настоящее» и на создание «ландшафта») и переходит к технике примитивизма. Ритм по-прежнему превалирует, одновременно упрощаясь и вызывая в памяти детские стишки и песенки, иногда вводится нарочито примитивная рифма, учащаются повторы, как бы пережевывающие и без того бесхитростные сентенции.
   Эксперименты Стайн в области драматургии долгое время оставляли равнодушными драматургов США. В 60-80-е гг. они заинтересовали некоторых представителей авангардистского вне-бродвейского театра. В какой-то степени ее опыты повлияли на европейский «театр абсурда».
   Самоценность творчества Стайн на протяжении века не раз оспаривалась видными писателями и литературоведами - эстетические догмы и схемы, из привычного круга которых писательница не смогла вырваться, делали ее прозу мертворожденной, однако ее роль в литературе XX в. как «генератора идей» несомненна. Многие американские писатели испытали влияние ее прозы (Андерсон, Хемингуэй и др.)
   Свои творческие принципы Стайн изложила в сочинениях: «Композиция как объяснение» (Composition as Explanation, 1926), «Как писать» (How to Write, 1931), «Автобиография Алисы Токлас» (The Autobiography of Alice B. Toklas, 1933), «Повествование: четыре лекции» (Narration: Four Lectures, 1935).
 В. Бернацкая

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Стайн (Stein), Гертруда" в других словарях:

  • СТАЙН (Stein) Гертруда — (1874 1946) американская писательница, теоретик литературы. Модернист. Формально экспериментальная проза ( Становление американцев , 1906 08, издана 1925) в русле литературы потока сознания . Биографическая книга Автобиография Алисы Б. Токлас… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТАЙН (Stein) Гертруда — (Stein) Гертруда (1874–1946), амер. писательница, теоретик лит ры. Модернист. Формально экспериментаторская проза ( Становление американцев , 1906–08; изд. 1925) в русле лит ры потока сознания . Автобиогр. кн. Автобиография Алисы Б.… …   Биографический словарь

  • Стайн Гертруда — (Stein) (1874 1946), американская писательница, теоретик литературы. Модернист. Формально экспериментальная проза («Становление американцев», 1906 08, издание 1925) в русле литературы «потока сознания». Автобиографическая книга «Автобиография… …   Энциклопедический словарь

  • Стайн Гертруда — Стайн (Stein) Гертруда (3.2.1874, Питсбург, шт. Пенсильвания, ‒ 27.7.1946, Париж), американская писательница. Училась в Радклифском колледже, занималась психологией у У. Джемса. С 1902 жила в Европе. Творчество С. характеризуется… …   Большая советская энциклопедия

  • СТАЙН Гертруда — СТАЙН (Stein) Гертруда (1874—1946), американская писательница. С 1902 в Париже. Пов. «Три жизни» (1908), ром. «Становление американцев», 1906—08, опубл. 1925; стихи. Автобиогр. кн. «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933), мемуары «Войны …   Литературный энциклопедический словарь

  • Стайн Г. — СТАЙН (Stein) Гертруда (1874–1946), амер. писательница, теоретик лит ры. Модернист. Формально экспериментаторская проза ( Становление американцев , 1906–08; изд. 1925) в русле лит ры потока сознания . Автобиогр. кн. Автобиография Алисы… …   Биографический словарь

  • Стайн — I (Stein)         Гертруда (3.2.1874, Питсбург, шт. Пенсильвания, 27.7.1946, Париж), американская писательница. Училась в Радклифском колледже, занималась психологией у У. Джемса. С 1902 жила в Европе. Творчество С. характеризуется… …   Большая советская энциклопедия

  • Стайн, Гертруда — Гертруда Стайн Gertrude Stein …   Википедия

  • Stein, Gertrude —    см. Стайн, Гертруда …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Матисс, Анри — Анри Матисс …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»